Трифоник: много звука из маленьких колонок
Даже школьник знает, что все колонки делятся на хорошие и полочные. И хотя в каждой шутке есть только доля шутки, порой для полноразмерных акустических систем в помещении банально нет места, но ущемлять себя в качестве звучания любимой музыки категорически не хочется.
29 сентября 1964 года Реймон Донс получает патент США на конструкцию корпуса для низкочастотного динамика — эту дату можно считать официальным днем рождения сабвуфера. Теоретические изыскания очень быстро получили практическое воплощение — компания Aladdin Electronics наладила выпуск модели Octavium. С этого момента у любителя музыки появилась возможность реализовать у себя дома полноценный трифоник — конфигурацию из пары сателлитных колонок и сабвуфера. Этим не замедлил воспользоваться Пол Уэзерс, который в 1968 году выпустил аудиосистему Compass Triphonic.
Сейчас подобная конфигурация чаще встречается в недорогих компьютерных или мультимедийных комплектах с соответствующим качеством, но что, если собрать такую систему из ассортимента полноценных компонентов? Мы решили попробовать, ограничив себя монобрендовыми трактами и суммарной стоимостью в 100 тысяч рублей.
HECO Victa Elite
Комплект для создания трифоника:
Немецкая компания HECO была основана Гансом Герхардом Хеннелем аж в 1949 году, но поначалу занималась производством радиоприемников, а первые акустические системы под этой маркой были разработаны лишь в 1965 году. Серия Victa появилась в модельном ряду в 2006 году, в 2010 году была выпущена вторая версия, в 2013-м у нее появилась приставка Prime, которая недавно сменилась на Elite.
Модель под индексом 302 снабжена вуфером диаметром 170 мм с традиционным бумажным диффузором и твитером с фирменным волноводом калибром 28 мм. Частота раздела полос составляет 3 кГц, чувствительность — 90 дБ, импеданс — 4 Ома. Максимальная подводимая мощность может доходить до 150 Вт, а нижняя граница АЧХ нормируется производителем на уровне аж 33 Гц. Весит одна колонка почти 7 кг.
Сабвуфер под индексом 252 снабжен 10-дюймовым НЧ-динамиком, который нагружен на усилитель номинальной мощностью 100 Вт в классе АВ. Подать на него сигнал можно как с линейного выхода, так и параллельно колонкам, регулируются при этом частота среза, уровень и фаза. Нижняя граница АЧХ декларируется производителем на уровне 22 Гц, что с учетом солидных габаритов и массы в 16 кг выглядит вполне реалистично.
Mission LX Mk II
Комплект для создания трифоника:
В феврале 2016 года на выставке Sound & Vision в Бристоле британская компания Mission представила свою новую доступную серию акустических систем под индексом LX. Летом 2020 года серия была существенно модернизирована и получила приставку Mk II. Очевидно, что в рамках серии используются унифицированные динамики.
Твитер — достаточно традиционный, с дюймовым тканым куполом и неодимовой магнитной системой, вуфер — естественно проприетарный DiaDrive, со сдвоенным диффузором и без пылезащитного колпачка. Полочные колонки реализованы согласно фирменному инвертированному расположению излучателей (твитер находится под вуфером). Сделано это для фазового согласования, то есть равной дистанции от излучателей до ушей слушателя.
В модели с индексом 3 используется вуфер диаметром 6,5 дюймов и дюймовый твитер. Частота раздела полос составляет 3200 Гц, минимальный импеданс — 4,1 Ома, чувствительность — 88 дБ. Максимальная подводимая мощность усилителя может доходить до 120 Вт, нижняя граница АЧХ по уровню -6 дБ нормируется производителем от 40 Гц. Масса каждой колонки превышает 8 кг, это действительно увесистые малыши.
Сабвуфер с говорящим индексом 10 снабжен НЧ-динамиком аналогичного калибра, который приводится в действие усилителем номинальной мощностью 200 Вт. Подача сигнала предусмотрена только через линейные входы, регулируются частота среза, уровень и фаза. Максимальная величина звукового давления с расстояния в 1 м может доходить до 118 дБ.
Wharfedale Diamond 12
Комплект для создания трифоника:
В 1932 году Гилберт Артур Бриггс основал компанию по разработке акустических систем, назвав ее по имени долины реки Уорф. В 1981 году начинается выпуск самой известной и успешной серии колонок Wharfedale — Diamond. За последующие 30 лет вышло в общей сложности 10 поколений этих замечательных акустических систем. В 2012 году традиция нумерации была нарушена и вместо серии Diamond 11 была представлена серия Diamond 100. Через пару лет ее сменила Diamond 200, но несколько лет назад мы все-таки дождались одиннадцатого поколения (и вот в 2020 году его сменило уже двенадцатое, хотя по факту оно четырнадцатое).
Естественно, что тут используются проприетарные динамики. Низкочастотные диффузоры изготовлены из полипропилена и армированы слюдой. Кроме того, в них отформованы характерные радиальные ребра жесткости, обеспечивающие поршнеобразное движение излучателя даже при больших амплитудах сигнала. Подвесу и магнитной системе также было уделено самое пристальное внимание. Купол твитера выткан из полиэстерной пленки, а каркас звуковой катушки выклеен из стеклоткани с эпоксидной смолой. В отличие от алюминия это решение не приводит к появлению вихревых токов в катушке.
Используются разделительные фильтры четвертого порядка на катушках индуктивности с воздушным зазором, во всех колонках предусмотрен bi-wiring. Вариантов отделки корпуса четыре: стандартные белый и черный цвет, а также светлый дуб и темный орех. Защитные сетки крепятся на магнитах.
Младшая полочная модель с индексом 12.0 снабжена 4-дюймовым вуфером и дюймовым твитером, частота раздела полос составляет 2,7 кГц, чувствительность — 87 дБ, минимальный импеданс — 4 Ома, а нижняя граница АЧХ нормируется производителем по уровню 65 Гц. Это самые компактные колонки в нашей подборке, весят они всего 5 кг, чего не скажешь о сабвуфере SW-15 с 15-дюймовым НЧ-динамиком.
Номинальная мощность встроенного усилителя сабвуфера при этом составляет целых 400 Вт, а максимальное звуковое давление может достигать 124 дБ. Ну и массо-габаритные характеристики этого аппарата впечатляют — перед нами куб со стороной полметра и массой 27 кг.
Вывод
Очевидно, что этими комплектами ассортимент трифоников не исчерпывается. Во-первых, есть масса решений с чуть или существенно более высокой стоимостью. Во-вторых, не обязательно замыкаться на комплектах от одного производителя. Тем не менее мы получили три возможных варианта, и любой из них способен обеспечить владельца высоким качеством звука.